Я старался снять лирический фильм...
Первого ноября на российские экраны выходит фильм Василия Чигинского Первый после Бога. Это четвертая лента молодого режиссера. По словам создателей картины, зрителя ожидает насыщенное, напряженное действие, захватывающие батальные сцены и главное - любовь.
Финляндия, 1944 год. Военно-морская база. Экипаж подводной лодки под командованием капитана Александра Маринина возвращается с очередного успешно выполненного задания. Победителей встречают по традиции - с оркестром и жареным поросенком, а потом, как полагается, застолье. И в награду - целых три дня выходных. Что бы не терять времени даром и развлечься как следует, подвыпившие офицеры отправляются в городок неподалеку. Именно там Маринин знакомится с очаровательной владелицей отеля - шведкой Анной. Между ними вспыхивает страсть. Вскоре об этом узнают и на базе. Друзья по-хорошему завидуют Александру - удачлив в бою, удачлив в любви. Что еще надо для счастья? Однако, когда на базе неожиданно появляется майор НКВД Шарабидзе, над бесстрашным командиром начинают сгущаться тучи. Шарабидзе много знает о прошлом Маринина, о его семье, а главное, имеет какие-то счеты с его братом, бывшем офицером Колчака, погибшем еще в 20-е годы. Начинается опасная игра в кошки-мышки. От непоправимой трагедии спасает важное боевое задание и поручительство комбрига. И лишь когда Маринин, потопив неуловимый немецкий корабль "Атилла", практически чудом возвращается на искореженной подводной лодке на базу, Шарабидзе проникается к нему уважением и перестает видеть в нем угрозу советской власти. Всю эту историю зритель видит восторженными глазами Таньки - молодой девушки, влюбленной в Маринина. Танька приезжает на базу после освобождения Ленинграда от блокады. Девушка мало говорит, но во всех ее жестах, поступках, мимике сквозит огромное и чистое чувство. Маринин для нее словно сказочный богатырь, Маринин для нее - первый после Бога.
Первый после Бога - это захватывающее переплетение детективной, любовной и героико-эпической линии. Зрителя ожидает множество загадок, которые им самим предстоит разгадать по ходу фильма или даже подумать над ними после. Творение Василия Чигинского - это не просто история героя-подводника, это рассказ о людях, которые выиграли войну. Александр Маринин - собирательный образ множества моряков, в том числе и легендарного Александра Маринеско. Но это не биографическая история, что особенно радует, потому что биографическое повествование загоняет режиссера и актеров в определенные рамки. В фильме нет ложного, наигранного патриотизма. Музыка, написанная Дато Евгенидзе, помогает лучше почувствовать фильм. Когда нужно она добавляет романтики, когда нужно патриотизма. Нежная, волнующая, чувственная - она создает какое-то особое настроение.
Еще один плюс Первого после Бога - режиссерско-актерские находки. Акустик, который сделал себе из дерева клавиатуру, чтобы не разучиться играть на фортепьяно. Шведская актриса в роли возлюбленной Маринина. Они, как бисер, рассыпаны по всему фильму - смотри, собирай и нанизывай на нитку, чтобы потом получились бусы - впечатление от фильма.
- Почему вы решили снимать фильм про войну и про подводников?
- Тема войны мне очень близка: у меня воевали оба деда. Мой первый фильм, Красный стрептоцид, был тоже о войне, о блокаде Ленинграда. В этом фильме война где-то далеко - люди воюют, даже не видя в лицо своих врагов. Именно тогда меня привлекла тема войны, что называется, на ощупь. Я еще тогда задумался, а не снять ли мне фильм о подводниках, которые, по сути, воюют, не видя врага. Они видят лишь корабли, а противник видит лишь лодки или торпеды. Это война машин - какие-то куски железа между собой сражаются. Еще до гибели Курска я задумал снять фильм про подводную лодку. А потом желание это удвоилось. И вот однажды мне принесли сценарий, предложили снять фильм про капитана-подводника - я не смог отказаться. К тому же я очень люблю море и все, что с ним связано, в том числе и флот. Я же родился в Петербурге, а вы сами понимаете, что это моряки и корабли.
- Почему на роль возлюбленной капитана Маринина вы пригласили шведскую актрису?
- В фильме, как вы уже слышали, отражена биография некоторых героев-подводников, в том числе и Александра Маринеско. У него действительно была некая возлюбленная-шведка, вот эту деталь мы добавили в картину. Но факты здесь переплетены с вымыслом, потому что мы не собирались делать биографический фильм. А пригласил я на роль Анны шведскую актрису Ирен Бьерклунд, потому как считаю, что иностранцев должны играть иностранцы. Они смотрятся органичнее, как бы играют самих себя. Ирен привнесла в эту историю особый национальный шарм. Мне кажется, что если бы мы пригласили на эту роль какую-нибудь нашу, русскую актрису, ей было бы тяжело вжиться в образ.
- Чем вы руководствовались, предложив играть в фильме именно этим актерам?
- Мне очень хотелось попасть в эпоху. Я очень рад тому, что актеры-эпизодники и актеры массовых сцен, которые мы снимали в Полярном, были реальными матросами. Это те лица, которые ни из одной массовки не наберешь. Действительно, получилось как во время войны: люди с разных концов страны делают общее дело. Я также пригласили известных актеров на второстепенные роли, потому что именно на этих ролях многое держится в фильме. Я знал, что такие высококлассные актеры меня не подведут. Да к тому же им самим понравились их роли.
- Первый после Бога - это патриотический или лирический фильм?
- Я старался снять более лирический фильм. Вообще он патриотический уже в силу своей темы, а лишний раз педалировать эту тему я не хотел. Лишний и наигранный патриотизм вызывает у людей негативную реакцию, так что с ним нельзя перебарщивать. А лирика. знаете люди в разных условиях живут. Война - это данность, но она не мешает им любить, радоваться чему-то.
- После героического возвращения Маринина особист Шарабидзе прекращает его травлю. Но это в кино, а как по-вашему могла развиваться эта история в жизни?
- Не знаю даже, но предположить все-таки могу. Версия первая: Маринин получил-таки звание Героя Советского Союза и после войны возглавил Балтийский флот. Версия вторая: он погиб незадолго до конца войны. Версия третья: его взяли особисты и после долгих допросов посадили. Жизнь она ведь не предсказуемая штука.
- На какой возраст рассчитан ваш фильм?
- Я надеюсь, что на любой. Что касается молодежи, то мне бы очень хотелось, чтобы они знали эту эпоху, знали о войне.
Виктор Сухоруков (акустик)
- Виктор, в кино вы сыграли большое количество разнообразных ролей. Чем нова для вас роль акустика?
- Я первый раз снимаюсь в фильме про войну. Впервые я надел тельняшку - никогда до этого не носил. В-третьих, опять же впервые я по-настоящему спустился под воду. И наконец, это, наверное, самое главное, я побывал на Севере - на краю земли. Пообщался там с прекрасным морским народом. Мне даже посчастливилось увидеть северное сияние. В это время года оно редко бывает, поэтому я считаю, что мне невероятно повезло. Знаете, оно было такого красивого розового цвета, хотя говорят, что должно быть разноцветным. Я надеюсь, что северное сияние, которое нависало над нашей съемочной площадкой, было предзнаменованием успеха нашей картины.
- Расскажите, пожалуйста, немного о вашем герое. Что он за человек?
- У моего героя очень ответственная работа - он слушает море. Вся природа имеет звуки, а матрос-акустик должен уметь эти звуки различать. Иногда море шумит мирно, а иногда опасно. О каждом звуке вне подводной лодке я должен сообщать капитану. Если вдруг возникают искусственные шумы винтов вражеских субмарин или торпед, я сообщаю капитану о том, что справа или слева идет вражеская атака. И тогда лодка принимает боевой расчет. Матрос-акустик - это глаза и уши подводной лодки. Если он ошибется, то лодка погибнет. А если говорить о душевных качествах моего героя, то он рабочая лошадка. Для него нет ни войны, ни мира. Есть только звуки: мира, жизни, моря. Он же музыкант, он даже сделал себе деревянную клавиатуру, чтобы играть.
- Почему вы согласились сниматься в фильме Первый после Бога?
- Мой дед погиб на войне - это одна из причин. Еще одна причина в том, что этот фильм посвящается Дню Победы. Немножко с опозданием, правда, но ничего, Победа никогда не опаздывает, главное, чтобы она была.
Сергей Фикс (продюсер телеканала Россия)
- Почему телеканал Россия решил продюсировать Первого после Бога?
- Нам показалось, что эта история заслуживает того, чтобы быть показанной нашим зрителям. Это фильм, который совмещает в себе и мелодраму, и военный боевик, и драму историческую. Первый после
Бога понравился нам тем, что в нем раздается всем сестрам по серьгам, как говориться. Не возвышаются заслуги одних, не принижаются заслуги других. Нам показалось, что эти картина будет интересна нашему зрителю. Сейчас многие предпочитают отечественное кино зарубежному, и это не может не радовать. И когда нам предложили этот проект, мы решили поучаствовать в создании фильма, чтобы потом иметь возможность показать его на нашем канале.
- Как вы думаете, станет ли фильм популярным? И на какой возраст рассчитан фильм?
- Мне кажется, что эта история не совсем соответствует той аудитории, которая обычно ходит в кино. Это если брать молодежь 14-25 лет. Первый после Бога рассчитан на более старшее поколение. Но мы надеемся, что по телевизору его будут смотреть все.
Автор: Ольга Павлюченко
Сайт: peoples.ru