Режиссер с большой буквы «Чи»
Если вы работаете в креативе, то наверняка слышали фразу: а сделайте нам ролик с запоминающейся фразой, ну что бы было, как «А я на море»… Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с режиссером этого ролика – Василием Чигинским.
Василий Валерьевич, Василий, для друзей – Вася, для близких друзей – брат Коля, режиссер фильмов «Первый после бога», «Зеркальные войны» с Армандом Ассанте, Рутгером Хауэром и Малькольмом Макдауэллом, новеллы «Метро» в фильме «Москва, я тебя люблю», «русский» режиссер, ставший по-настоящему украинским.
– Когда и как ты понял, что хочешь заниматься режиссурой?
Наверное, когда работал ассистентом режиссера, еще в 1986-87 годах. То ли время тогда было другое. Но романтики в профессии виделось больше, чем сейчас… И рекламы тогда не было.
- Что сложного в режиссуре? что важно понять для себя?
Думаю, тут важно понять не для себя, а – себя. Понять, и это понимание на экран постараться перенести. На этом вот этапе главное не “расплескать” мысли. Потому что подготовка к фильму порой длительный процесс. Конечно, это больше относится к кино, в рекламе все по-другому.
- Как должен вести себя режиссер на съемках ролика?
А вот в рекламе режиссеру скорее всего важно понять клиента. Нужно понять и выстроить процесс так, чтобы не возникали разногласия. Клиент ведь преследует исключительно прикладные цели. Продажи поднять, например. И зачастую художественная составляющая никого не интересует. Режиссер смотрит на экран одними глазами, а клиент – другими. И видят совершенно разные картинки. Каждый обращает внимание на свое. Так вот задача режиссера – понять, на что смотрит клиент и, сохраняя это, выстроить художественную составляющую истории. Но на практике, конечно, все бывает гораздо сложнее)
- Агентство? клиент? чего нельзя ни в коем случаем им делать
Устраивать “базар” на съемках. Когда каждый начинает высказывать свое субъективное мнение и в итоге таких мнений набирается пару десятков. И потом понять, что важно, не представляется возможным. Лучше иметь единую точку зрения, которая была бы сформирована до съемок. А на съемке уже минимально следить за нюансами. Во время съемки уже надо режиссеру и группе доверять.
- Как ты ведешь себя, если постоянно задалбывают вопросами, советами?
Зависит от настроения и конкретных людей. Иногда спокойно отношусь, а иногда могу и психануть… И зависит от вопросов. Если они по существу, то отлично, но если это от непрофессионализма или желания прикрыть “задницу” – то конечно любой нормальный профи начинает тихо звереть. По-моему, Огилви еще сказал, что общение с непрофессионалами деморализует профессионалов. Он вот прав.
- Ты страшен в гневе? психуешь? как справляешься со стрессом на площадке?
Лучшая борьба со стрессом – не уходить в переработки. Гнев – это плохо. Но нервная система в процессе длинных смен истощается и контролировать эмоции становится сложно. Неспроста в Союзе был КЗОТ. Нормированный рабочий день. Он и сейчас на Западе присутствует в производстве. И это мудро. Там гораздо меньше стресса и больше пользы. В итоге выигрывают все. И клиент, и агентство, и группа.
- Клиенты говорят, что им трудно, агентство – что им, продакшны тоже считают, что больше всех выгребают. Как на самом деле обстоят дела?
Трудно может быть только от непонимания процесса. Когда люди профессионалы, им легко. И чем сложнее задача на съемках – тем интереснее. Но это только в условиях вменяемого графика и хорошей подготовки. Как только начинают нарушаться законы производства, начинает рушиться и все остальное. И, как результат, всем трудно. Но эти трудности придуманные. Если соблюдать технологию, никаких трудностей не бывает. За исключением форс-мажора, конечно)
- Распространенный миф гласит, что режиссеры балуются кокаином и пр. что можешь сказать на этот счет? Помогает в работе?
По молодости, наверное, все балуются. Это атмосфера такая “богемная”. Но это заблуждение. В затуманенном сознании ничего путного создать невозможно. Все это со временем понимают и забывают)
- Ты снял много рекламы алкоголя. Не стыдно?
Знаю людей, которые сознательно не работают на алкогольных проектах. Я пока к этому не пришел. Я так думаю, что кто пил, тот будет пить и с рекламой и без нее. Дело не в рекламе, а в социуме. Почему-то в той же Испании никто не думает о запрете людей в рекламе пива. И не пьют. Потому что там жарко и пить не хочется. А что у нас, что у финнов – холодно! И зимой мысль о горячем борще и рюмке водки сама материализуется из воздуха.
- Ты умеешь готовить? Что любишь?
Конечно же, люблю. Это же творческий процесс. Причем полностью подчиненный тебе. Тут не надо ждать пока солнце из-за тучки выйдет, или актера загримируют. Тут сам себе художник. Готовлю разное, но люблю особенно грузинскую кухню. Чашушули. Чакапули. Вкусно.
- Расскажи о семье… Чему учишь дочь, жену?
В семье все друг друга учат. Это такой многогранный сосуд взаимосообщающийся. И мы все друг у друга постоянно учимся, когда, конечно, видим друг друга…
- Баланс между семьей и работой. Получается ли его удержать? Как?
Крен постоянно в пользу работы. Это иногда сильно печалит. И все время думаешь, как привести все в равновесие. Даже когда берешь семью на съемки, не получается им должное время уделять. Это входит в один из ужасов профессии…
- Говорят, что наша реклама – говно, потому что не дают снимать. А может, нет идей, нет режиссеров?
Идеи есть! Я сам много их видел. Но мало смелых людей, особенно среди клиентов, которые эти идеи могут реализовать. В основном за идеи бьются агентства. Предлагают, предлагают хорошие истории. А их все не берут и не берут. Идут годы. Креатив устает, плюет и уходит. Или остается и выходит в тираж. Дают клиенту то, что он хочет. А это порочная практика. Падает общий уровень идей. Клиент смотрит на это и говорит – а зачем мне высовываться? Тем более решения принимают люди, которые за свои места держатся и боятся сделать ошибку. Никто не хочет ничего отстаивать. Никто не хочет бороться за идеи. Всех устраивает такое усредненное болотце. В итоге имеем, что имеем. А жаль.
- Какая твоя награда самая ценная? Как относишься к кино- и рекламным фестивалям?
Наверное, самая первая. “Святая Анна” за фильм “Красный Стрептоцид”. А фестивали это хорошо. Возможность пообщаться и посмотреть что-то новое. Главное, чтобы они были честными.
- Говорят, что реклама для режиссера – не профессия. Главное – кино. Что думаешь на этот счет?
Тут дело в отношении. Официант – это профессия? А дворник? Любую профессию можно нести высоко. И совершенствоваться в ней. Да, есть разная специфика у режиссуры рекламы и кино. Но есть она и в театральной режиссуре. Но если реклама изначально коммерческий продукт, то кино все же претендует на жанр искусства. Хотя в последнее время, увы, также становится исключительно коммерческим продуктом.
- Какой возраст для мужчины – лучший?
Есть такая поговорка “Если б молодость знала, если б старость могла!” Так вот где-то посередине лучший возраст и есть))
- Расскажи о Хауэре, Ассанте, Макдауэлле. Сложно было с ними работать? А с Бондарчуком легко?
Они все Огромные профессионалы. Голливуд накладывает такой отпечаток, что я даже испытал некий шок от их уровня. Но, чем более профессиональный актер, тем легче с ним работать. Вот Малком. Он слушает внимательно режиссерскую задачу, пропускает через себя и дальше уже развивает роль еще от себя. Предлагает что-то. Не говоря, что он еще успевает следить за камерами, за светом, за гримом и костюмом. Он полностью универсален. Понимает что такое мизансцена. Следит за континьюнити. И играет сразу. Но самое главное – с момента прихода на площадку, остальной мир перестает для него существовать. И для него дико, если кто-то на площадке разговаривает не по теме, по телефону говорит, с компьютером сидит или байки травит. Он в стойке – от первой и до последней минуты его смены. Это вот профессия. Это вот подход. И не удивительно, что они там снимают массу прекрасных фильмов. У нас это зачастую тусовка, у них – работа. Справедливости ради, надо сказать, что Фёдор тоже весьма дисциплинированный актер. Снимал его несколько раз, и остались только положительные эмоции.
- Кто из украинских режиссеров тебе нравится, если вообще кто-то нравится?
Довженко!
- Как ты думаешь, почему агентства часто предпочитают работать с западными? Ты что – снял бы хуже? Нет пророков в своем отечестве?
Думаю, тут зачастую дело не в том, что наши режиссеры снимают хуже. Тут вопрос тоньше. Вот есть агентство. Они предлагают клиенту СУПЕР западного режиссера. И тем самым они уже с себя ответственность практически снимают. Если что-то не получится, всегда можно сказать – мы тут не причем. Раз даже этот СУПЕР средненько снял, то никто бы лучше не снял. Это страховка чистой воды. Да и всем выгоднее. И тем, кто сидит на маркапе. Бюджет такого СУПЕР режиссера выше будет и маркап выше. У нас в Россию возят людей и тратят на них практически бюджет небольшого ролика. А потом все признают, что да – снял-то он средненько и наши могли бы так снять и даже лучше. Но зато никто не виноват. А потом порочный круг повторяется. Так что пророки есть)))
- Ты чувствуешь, что рынок меняется? Или это мы стареем?
И то и другое. Рынок, безусловно, меняется. Когда я начинал снимать рекламу не было ни тритментов, ни плейбеков норамльных – была пленка, проявка, перегон. Монтаж на базе бетакама. Все было проще. Клиенту приходилось видеть практически конечный этап работы. Теперь влияния больше. И это и хорошо и плохо. многое можно решить сразу на площадке. Но это технологически. А еще можно сказать, что больше стало непрофессиональных людей. Может быть из-за того, что рынок стал больше и заполнить его становится все труднее и труднее. Но от этого не легче.
- Что важно в работе продюсера, продакшна?
Опыт! И хорошая логистика. Понимание всех нюансов производства и его подводных камней. Ведь продюсер в своем стремлении сэкономить может выбирать разные пути. Был вот случай. Набрали вместо постановщиков (которые показались дорогими) простых рабочих, чтобы те построили декорацию. Экономия вышла приличная. Но вот началась съемка. Следует команда – отнимаем стенку. А стенка прибита сто миллиметровыми гвоздями и крепко прибита. Стали разбирать – все развалили. Скандал, переработки. Вроде ведь сэкономил продюсер де-юре, а де-факто эта экономия вылезла еще большими расходами. И так на каждом шагу, и таких примеров я могу привести сотни. Поэтому опыт и еще раз опыт. Без него работа невозможна.
- Агентство/клиент выбирает режиссера. Как лучше это делать? Есть система?
Оптимально, чтобы не приглашали в тендеры по 30 человек. И вообще как-то отвечали за приглашения. Ведь зачастую даже тритменты не читают. Просто физически невозможно. Этот опт никому не нужен. Самое главное это тритмент. В нем режиссер все в принципе рассказывает.
5 фильмов и 5 книг от режиссера Василия Чигинского
Иван Бунин. Окаянные дни
Умберто Эко. Пражское кладбище
Торнтон Уайлдер. Мартовские иды
Торнтон Уайлдер. Мост короля Людовика святого
Иван Бунин. Солнечный удар.
Лучшее предложение http://www.kinopoisk.ru/film/681849/
Фотоувеличение http://www.kinopoisk.ru/film/7715/
Профессия: Репортер http://www.kinopoisk.ru/film/4213/
Новый кинотеатр Парадизо http://www.kinopoisk.ru/film/424/
The Flight http://www.kinopoisk.ru/film/592203/
Вася слушает джаз и классику, болеет за «Зенит». Общение с ним расширяет словарный запас. Он знает и использует слово «поземка»… Он умеет вкусно заказывать и вкусно есть, что, по мнению некоторых специалистов, является большим искусством. И еще он любит и знает, как снять отличную работу.